ПСИХОЛОГО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ГРУППЕ КРАТКОВРЕМЕННОГО ПРЕБЫВАНИЯ

Мельцова М.М., Морева Н.А.

МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №2 с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития воспитанников», Свердловская область, г. Красноуфимск, email:Meltsovammm@mail.ru, volknatmor@mail.ru

Одним из условий эффективности профессиональной деятельности педагога-психолога и учителя-логопеда является создание инновационной психолого-логопедической программы сопровождения детей раннего возраста в группе кратковременного пребывания. При разработке программы учтены требования, установленные федеральным государственным образовательным стандартом.

Ключевые слова: ранний возраст, психолого-логопедическое сопровождение, группа кратковременного пребывания (ГКП), адаптация.

Ранний возраст – это период интенсивного освоения различных видов деятельности и развития личности. Главным и решающим условием развитием ребенка является общение ребенка со взрослым. Начало посещение детского сада в этом возрасте неизбежно связано с кардинальными изменениями социального контекста – ребенок попадает из семьи, где он взаимодействует с близкими взрослыми, в совершенно другую среду – группу детей-сверстников. Это абсолютно новая, незнакомая ребенку ситуация, которая ставит перед ним задачи социально-психологической адаптации. Во-первых, ему необходимо привыкнуть к тому, что все внимание взрослых ему не принадлежит; во-вторых, усвоить правила группы, которые не всегда будут совпадать с его потребностями; в-третьих, научиться взаимодействовать, общаться, играть, договариваться с другими детьми. Отрыв от дома и близких, встреча с новыми незнакомыми людьми могут стать для ребенка серьезной психологической травмой. Чтобы смягчить процесс адаптации неорганизованных детей к условиям детского сада, необходимо создание ГКП.

В нашем детском саду, для успешной адаптации неорганизованных детей к условиям ДОО, функционирует ГКП детей раннего возраста, которую сопровождают специалисты дошкольной организации: педагог-психолог и учитель-логопед и другие. Успех сопровождения заключается в комплексном подходе и тесном взаимодействии специалистов и реализуется в форме инновационной программы. В системе дошкольного образования в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется инновационная деятельность, целью которой является обеспечение модернизации и развития системы образования с учетом основных направлений социально-экономического развития. Инновационная деятельность ориентирована на совершенствование, в том числе, учебно-методического обеспечения системы образования.

На базе МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №2 с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития воспитанников» была разработана инновационная психолого-логопедическая программа сопровождения детей раннего возраста в ГКП «Волшебный мир сказок». При разработке программы учтены требования, установленные федеральным государственным образовательным стандартом.

Необходимость создания данной программы вызвано отсутствием единой программы по психолого-логопедическому сопровождению детей раннего возраста в ГКП. Программа разработана в 2013 году и рассчитана на неорганизованных детей раннего возраста и специалистов: педагога-психолога и учителя-логопеда. В тоже время программа будет полезна и интересна всем участникам образовательных отношений.

Цель программы: создать условия для успешной адаптации неорганизованных детей, средствами игровой деятельности.

Задачи:

  1. Психолого-логопедическое сопровождение детей раннего возраста в период адаптации к условиям ДОУ;
  2. Снятие тревожности и эмоционального напряжения, через игровую деятельность;
  3. Активизация и развитие речи как основного средства коммуникации и познания окружающего мира.
  4. Повышение психолого-педагогической и логопедической компетентности родителей;

Комплексный подход обеспечивает успешное сопровождение детей раннего возраста. Программа построена с учетом индивидуальных, возрастных и психологических особенностей детей.

Программа «Волшебный мир сказок» обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает образовательные области:

Социально-коммуникативное развитие – развитие общения и взаимодействие ребенка с взрослыми и сверстниками, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых;

Познавательное развитие – развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира;

Речевое развитие – владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие звуковой и интонационной культуры речи, знакомство с книжной культурой, детской литературой;

Художественно-эстетическое развитие – развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия, стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;

Физическое развитие – приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, овладение подвижными играми с правилами.

Программа «Волшебный мир сказок» отражает аспекты образовательной среды для детей раннего возраста:

  • предметно-пространственная развивающая образовательная среда;
  • характер взаимодействия со взрослыми;
  • характер взаимодействия с другими детьми;
  • система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому.

В программе использованы следующие технологии:

  • коммуникативные игры;
  • телесно-ориентированные упражнения и игры.

Одним из главных источников познания действительности являются сказки и их персонажи. Сказочные образы полны эмоциональной насыщенности, красочны и необычны, и в то же время просты и доступны для детского понимания, правдоподобны и реалистичны. Однако, игры, которые являются ведущим видом деятельности в раннем возрасте, требуют постоянной «подпитки» новыми знаниями и впечатлениями, поэтому в программе использованы игры-сказки, сказки-инсценировки, сказки-сюжеты по мотивам народных сказок. Использование сказки помогает развитию речевой активности детей, кроме того они легко и органично включаются в игру, которая способствует снятию тревожности и эмоционального напряжения, развитию воображения, творческой фантазии, формированию интонационной выразительности речи.

С целью повышения психолого-педагогической и логопедической компетентности родителей программа предполагает их присутствие на занятиях, как одного из участников образовательных отношений.

«Ключевая линия дошкольного детства – это приобщение к ценностям культуры, а не обучение его письму, счету и чтению. И это приобщение происходит через игру». А.Г. Асмолов.

Список литературы:

  1. Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика, рекомендации / авт.-сост. Н.В. Соколовская. – Волгоград: Учитель, 2011.
  2. Нищева Н.В. Играйка (вып. 3). Игры для развития речи дошкольников. — СПб., 2003.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
  4. Федеральный закон от 29.12.2012 №237 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Loading