Мастер-класс «Инновационные технологии логопедической работы с детьми дошкольного возраста».

Учитель-логопед: Морева Н.А.

За текущий год в развитии специального образования произошли важные изменения, это связано с введением ФГОС. В частности  особый интерес для логопедов представляют разработки педагогических, развивающих технологий и образовательных программ, обеспечивающих всестороннее развитие детей с нарушениями в речевом развитии.

Инновационные технологии в деятельности логопеда становятся перспективным направлением коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими речевую патологию. Они принадлежат к числу эффективных средств коррекции и помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста.

Для того чтобы полученные детьми навыки лучше усвоились и закрепились, необходимо изменить способы передачи им любой информации. Основная идея формирования инициативы и исследовательских навыков такова: не предлагать материал в готовом виде, а дать ребёнку возможность сделать пробы и выбрать правильный вариант ответа. Это становится возможным через решение более современных задач логопедической коррекции:

— Поддержка детской инициативы при исправлении речевых нарушений;

— Формирование активного отношения и интереса к звучащей речи;

— Развитие у детей умения размышлять и экспериментировать со словом.

Решению данных задач способствует использование инновационных технологий логопедического воздействия:

Инновационные технологии логопедического воздействия:

  • Информационно-коммуникативные технологии;
  • Инновационные психокоррекционные технологии (арт-терапия, сказкотерапия, психогимнастика и т.п.);
  • Педагогические технологии с использованием нетрадиционных для дефектологии приёмов: аромотерапии, хромотерапии, библиотерапии и т.д.;
  • Смешанные технологии – традиционные логопедические технологии с использованием нововведений: сенсомоторное воспитание детей, элементы методики М. Монтессори и Р. Штайнера, использование навыка чтения при формировании речевой деятельности и др.

 

Содержание Пути реализации Результат
Широкое внедрение способов подачи материала, повышающих мотивацию детей к исправлению дефектов речи Поиск, выбор, пробы, предложения, сравнения, замены, перестраивания, перестановки, исправления, проблемные ситуации. Активизация познавательной активности, интерес к звучащей речи, положительная динамика логокоррекции
Формирование аналитико-синтетических способностей при моделировании состава слогов, слов, фраз, текстов. Символы звуков и их характеристик, звуковые и слоговые схемы, графические схемы фразы, схемы цепной организации тестов, мнемотаблицы, дневники исследований. Развитие фонематического слуха, символической функции речи; осознание структуры фразы, текста; сокращение сроков исправления нарушения речи.
Развитие речемыслительной деятельности в детских вопросах и ответах. Стимуляция вопросно-ответной формы общения на занятии: почемучки, кто прав? и т.п. Выбор вариантов ответа по аналогии, из предложений. Развитие коммуникативных навыков, проявление способностей к произвольной постановке различных моделей вопросов; повышение речевой активности, познавательного интереса; формирование исследовательских навыков.
Активное использование элементов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) для развития фразовой и связной речи. Проблемный сюжет, морфологический анализ, фантазирование, сочинение сказок и т.д. Раскрепощение детей, их мотивированность, развитие внимания, памяти, мышления, творческого воображения.
Развитие речи в экспериментально-поисковой деятельности детей(проблемное обучение) Активная роль ребёнка в добывании, переработке и анализе информации: гипотезы и их проверки, проблемные вопросы. Расширение, активизация и актуализация словаря по всем лексическим темам; усвоение на практике сложных грамматических конструкций; оречевление детских умозаключений.
Развитие детской инициативы в условиях равноправного партнёрства между взрослым и ребёнком Совместные проекты, поиски, проверки речевых высказываний ребёнка и педагога, ребёнка и родителя, сообщества самих детей. Развитие связной диалогической речи, креативного мышления, инициативы; формирование навыков совместной исследовательской деятельности.
Развитие речевого творчества в процессе совместной деятельности Стихосложение:  придумывание детьми загадок, сказок, небылиц, небольших стихотворений с использованием алгоритма для последовательно выстраивания рифмованного текста. Развитие всех сторон речи, умение раскрепощено выражать свои мысли; насыщенная речь речевыми оборотами и образными выражениями.
Использование метода наглядного моделирования для развития связной речи у дошкольников. Составление фраз, предложений, текстов с опорой на модели. Развитие лексико-грамматических компонентов речи, умения правильно строить предложения, развитие монологической речи, обогащение словарного запаса.
Сочетание двух методов: наглядного и  словесного, направленных на повышение эффективности развития связной речи. Использование при составлении связного рассказа последовательного изображения объекта; наглядного плана (выложенные в определённой последовательности картинки) и речевого плана (вопросы логопеда) Развитие монологической речи, умения последовательно излагать содержание текста.
Использование игровых и компьютерных технологий в совместной и индивидуальной деятельности с ребёнком Игровая психотерапия, арттерапия, куклотерапия, хромотерапия, музыкотерапия, технология «БОСС – Здоровье» Устранение препятствий в межличностных отношениях, развитие внимания, эмоционально-волевых качеств, нормализация мышечного тонуса и нейтрализация негативного состояния, совершенствование психомоторики и развитие речевого дыхания.

 

Использование инновационных технологий логопедами в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими речевые патологии, способствует повышению детской мотивации к исправлению речи. Активизации коммуникативных навыков на занятиях. Всё это значительно сокращает сроки логопедической коррекции, что в свою очередь позволяет качественно подготовить детей к школе.

Форма работы с детьми – «Умные сказки»

Дефектологам и логопедам известно, что зачастую самым трудным и длительным в коррекционной работе является третий этап: автоматизация и дифференциация звуков речи в спонтанном речевом потоке.

На этом этапе, необходимы творческий и инновационный подходы, а также развивающие формы работы, и я выбрала, такую форму, как «Умные сказки», автором которой является Евгения Синицина.

Самый уютный, понятный мир для ребёнка мир – сказки. Для того чтобы сказка принесла наибольшую пользу ребёнку, со сказкой нужно поиграть.

Я использую несколько видов сказок и их фрагменты, включенные в коррекционно-развивающее занятие – это нужные сказки;  сказка-путешествие; сказка-выбор; сказка, завершающаяся логическим заданиями.

Нужные сказки

  1. Логопед говорит детям о том, что хотел бы прочитать им сказку, но в его книге исчезли почти все буквы, и ему придётся рассказывать, произнося лишь ту часть слов, которая осталась. Дети должны будут угадать её название.

« — Жи… бы… де… и ба… . И бы… у ни… Ку… Ря… . Сне… Ку… я… не… про…, а зо… . Де… би…би… — не ра… . Ба… би… би… — не ра… . Мы… бе… , хво… ма… , я упа… и ра… . Де… пла… , ба… пла… , а Ку… ку… . Не пла… де… , не пла… ба… . Я сне… ва… я… не я… , не зо… , а про… .»

  1. Затем проговаривают сказку вместе.
  2. Логопед предлагает восстановить разбитое яйцо несколькими вариантами: склеить, нарисовать, обвести по шаблону и раскрасить (у детей должен быть выбор).
  3. Для детей более старшего возраста можно предложить нарисовать или выполнить аппликацию Курочки Рябы.
  4. Сказку затем можно инсценировать или изобразить в пантомимике, каждого героя, остальные дети могут угадывать изображаемых героев.

« — По… де… ре… . Вы… ре… бо… — пре… . Ста… де…   ре…   тя… . Тя…- потя…, вы… не мо… . По… де…ба… . Ба… за де…, де… за ре… . Тя… —  потя…, вы… не мо… .

По… ба   вну… . Вну… за ба…, ба… за де…, де…за ре… . Тя… — потя…, вы… не мо… .

По… вну… Жу… . Жу… за вну…, вну… за ба…, ба… за де…, де… за ре… . Тя…- потя…, вы…не мо… . По… Жу… ко… . Ко… за Жу…,  Жу… за вну…, вну… за ба…, ба… за де…, де… за ре… . Тя… — потя…, вы… не мо… . По… ко… мы… . Мы… за ко…, ко… за Жу…, Жу… за вну…, вну…за ба…, ба… за де…, де… за ре… . Тя… — потя…, вы…ре…!

 

Сказка – путешествие

  1. Чтение детям сказки.
  2. Чтение детям сказки, но не до конца, а до того места, где требуется сделать выбор и предложить сделать детям (ответить, нарисовать, изобразить мимикой, пантомимикой).
  3. Использование карточек-пиктограмм для запоминания сказки.
  4. Выкладывание с помощью геометрических фигур или вкладышей Монтессори всего путешествия главного героя (каждый встреченный герой обозначается геометрической фигурой).
  5. Предложить ребёнку выложить всю цепочку фигурок, вспомнить сказку, затем смешать фигурки и восстановить по порядку.

 

Сказка – выбор

  1. Чтение детям сказки;
  2. Чтение детям сказки, но не до конца, а до того места, где требуется сделать выбор и предложить этот выбор сделать детям;
  3. Об этом выборе каждый ребёнок говорит на ушко педагогу, либо рисует свой выбор, либо делает аппликацию, либо выкладывает из мозаики, лепит и т.п.;
  4. Дочитать сказку до конца, чтобы дети услышали, какой выбор сделал герой сказки;
  5. Поговорить с каждым ребёнком о его выборе и выборе героя.

 

Сказка, завершающаяся логическими заданиями

  1. Внесение в предметно-развивающую среду иллюстрации с героем предстоящей сказки или игрушки – героя сказки – разыгрывание импровизированной ситуации, направленной на вовлечение ребёнка в сказку, с учетом автоматизируемого звука;
  2. Чтение первой части сказки;
  3. Вопрос: «Как ты думаешь, что было дальше? В своих ответах старайся чётко проговаривать заданный звук»
  4. Предложение ребёнку: разреши сложную ситуацию, в которую попал герой сказки;
  5. Дальнейшее чтение сказки до конца;
  6. Вопросы к ребёнку, помогающие осознать нравственный смысл сказки;
  7. Заведение «Альбома-сказок»: нарисуй, обведи по контуру, обведи по точкам, раскрась.
  8. Логические игры «Четвёртый лишний», «Что общего?», «Чем различаются?», «Закончи предложение», «Отгадай загадку»; «Вспомни сказку с такими же героями», «Придумай продолжение сказки», «Скажи наоборот» и др.

РЕФЛЕКСИЯ

Мы с вами рассмотрели различные инновационные технологиии, которые можно с успехом применять в логопедической практике.

Для осуществления обратной связи, предлагаю вам выбрать или предложить свой вариант, в какой форме мы ее проведем.

  1. Написание синквейна;
  2. свободное высказывание;

Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.

Правила написания синквейна:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Составлять cинквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над созданием синквейна развивает образное мышление.

 

Пример синквейна на тему форумов:

Форум (существительное, выражающее главную тему)

Шумный, интересный (два прилагательных, выражающих главную мысль)

Развлекает, развивает, веселит (три глагола, описывающие действия в рамках темы)

Хорошее место для знакомств (фраза, несущая определенный смысл)

Общение (заключение в форме существительного)

Материалы: цветная бумага, клей, карандашы, ножницы, бумага. Оборудование: мультимедийное оборудование, столы.

посмотреть презентацию >>>

Loading