М. М. Мельцова
педагог-психолог, МАДОУ детский сад 2
Свердловская обл., г. Красноуфимск
Н. А. Морева
учитель-логопед, МАДОУ детский сад 2
Свердловская обл., г. Красноуфимск
В практической работе специалисты ДОУ сталкиваются с проблемами в развитии сенсомоторной сферы у детей дошкольного возраста.
С научной точки зрения, в разные времена, педагоги, психологи, логопеды, обращаясь к данной проблеме, пришли к выводу о том, что для развития речи и психических познавательных процессов, необходима профилактика и коррекция сенсомоторной сферы.
Сенсомоторное развитие дошкольника составляет фундамент общего умственного развития: развитие восприятия, формирование представлений о внешних свойствах предметов (их форме, цвете, величине, положении в пространстве), а также развитие моторной сферы. С восприятия явлений и предметов окружающей действительности у ребенка начинается познание мира. Другие формы познания, такие как мышление, запоминание, и воображение, строятся на основе образов восприятия и являются результатом их переработки. В связи свыше сказанным, нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.
Дети, которые попадают в поле зрение специалистов, таких как педагог-психолог и учитель-логопед, нуждаются в развитии сенсомоторных навыков.
Для эффективной работы с такими детьми нами было разработано нестандартное полифункциональное сенсомоторное оборудование «Веселые медузы», которое является инновационной составляющей, развивающей предметно-пространственной среды в коррекционной работе специалистов.
Оборудование «Веселые медузы» представляет собой нити разной длины и толщины, связанные между собой, они приятны на ощупь, имеют образ медузы (голова и щупальца). Данное оборудование является полифункциональным,
используется в коррекционно-развивающей работе. «Веселые медузы» привлекают детей своей новизной, сюрпризным моментом и таинственностью, стимулирует инициативу и самостоятельность ребенка. Работа с данным оборудованием, одновременно двумя руками, способствует биполушарному развитию.
Полифункциональное оборудование предназначено для детей дошкольного возраста. Игры и игровые приемы с «Веселыми медузами» способствуют развитию сенсомоторных навыков, тактильных ощущения, эмоционально-волевой сферы ребенка, стимулируют развитие творческих способностей, воображения и развитию речи. На логопедических занятиях используется для автоматизации поставленных звуков, развития фонематических процессов и лексико-грамматических категорий речи, для формирования фразовой речи и пополнения словарного запаса. Ребенок с помощью речи выражает свои мысли, чувства и желания. Одновременно происходит подготовка руки к письму, дети обучаются контролю и координации при сложных движениях кистей пальцев рук.
Взаимодействие ребенка с «медузой» стабилизирует эмоциональное состояние ребенка, возбужденные дети успокаиваются, формируется положительное отношение к миру, ребенок получает первый опыт рефлексии, учится понимать себя и других.
Анализ работы с оборудованием «Веселые медузы» показал, что у детей восстанавливается мышечный тонус, совершенствуются точные движения пальцев рук. Происходит развитие основных сенсомоторных эталонов. Развиваются основные операционные механизмы речи, формируется монологическая речь и коммуникативные качества ребенка.
Игровые приемы работы с нестандартным полифункциональным сенсомоторным оборудованием «Веселые медузы».
«Умелые пальчики»
Дополнительное оборудование: волчки разного диаметра (крутящиеся и кувыркающиеся).
Два разных волчка прячутся под медузу, так чтобы ребенок не видел какие это предметы, затем он запускает пальцы рук в медузу и ощупывает, отгадывая, что это. Волчки вынимаются из медуз и дети закручивают волчок, попеременно,
правой и левой рукой, затем одновременно оба волчка обеими руками.
«Ловкие пальчики»
Дополнительное оборудование: прищепки, заколки, зажимы, резинки и «крокодильчики» для волос разного размера.
Дополнительное оборудование разложено на столе перед ребенком, он выбирает понравившиеся предметы, сначала надевает их на медузу, потом снимает их.
«Мимика и эмоции»
Дополнительное оборудование: бумажные части лица с зажимами с обратной стороны для крепления, пиктограммы мимики, фотографии людей отображающих разные эмоциональные состояния.
Перед ребенком выкладывается пиктограмма с определенной мимикой, ребенку необходимо прочитать пиктограмму и подобрать необходимые частей лица: глаза, брови, нос, усы, рот и закрепить их на медузе, далее ребенку предлагается найти на фотографии человека с нужной эмоцией и самому ее изобразить.
Следующее задание: ребенку предлагается закрепить на медузе части лица (глаза, брови, нос, усы, рот) сформировав эмоцию, которую испытывает он на данный момент и изобразить ее своим лицом.
«Говорульки»
Дополнительное оборудование: бумажные части лица с зажимами с обратной стороны для крепления.
Ребенку предлагается закреплять на медузе и четко проговаривать слова–названия частей лица (глаза, брови, нос, усы, рот) определяя есть заданный звук в этом слове или нет. Придумать имя медузе на заданный звук, и рассказать, что она будет делать.
«Три медузы»
Дополнительное оборудование: картинки на автоматизируемый звук с зажимами с обратной стороны для крепления.
Перед ребенком выкладываются картинки на автоматизируемый звук и три
медузы, он выбирает любую картинку, четко проговаривает ее название и прикрепляет ее к одной из трех медуз (1 – начало слова, 2 – середина слова, 3 – конец слова) определяя место положения заданного звука в слове.
Психолого-логопедическое занятие для детей шестого года жизни.
Тема: «Подводный мир»
Цель:
Оборудование: коврик голубого цвета; музыка для релаксации «Шум моря»; поднос с пластилиновыми берегами и скалами наполненный водой; звуки природы: шум ветра, шум моря, крик чаек, капанье воды. Дидактические картинки с изображением различных морских обитателей; нестандартное полифункциональное сенсомоторное оборудование «Веселые медузы»; «Веселые очки» (закрывающие обзор); объемные геометрические фигуры;
Ход занятия.
Приветствие:
Психолог и логопед предлагают детям войти в загадочное залитое голубым светом помещение.
Психолог включает музыку «Шум моря», затем убавляет музыку и говорит:
— Что вы представили, когда слушали эту музыку?
Ответы детей.
— Что она вам напомнила?
Ответы детей.
Логопед:
— Представьте, что каждый из вас превратился сначала в легкий ветерок и начал поднимать легкие волны. (Дети дуют на воду направленной воздушной струей с легкой силой), затем ветер усилился и волны стали выше (дети дуют на воду направленной воздушной струей со средне силой), а затем разразилась буря (дети дуют на воду направленной воздушной струей в полную силу).
Логопед предлагает детям послушать разные звуки природы: шум ветра, шум моря, крик чаек, капанье воды и назвать каждый звук (упражнение повторяется несколько раз).
Психолог: Психолог приглашают детей присесть на коврик голубого цвета.
— Представьте, что мы плывем с вами по удивительно – красивому морю и качаемся на волнах, в окружении разных морских обитателей, которые живут в
загадочном подводном мире.
— Каких морских обитателей вы знаете?
Ответы детей. (При ответе ребенка предъявляется картинка данного морского обитателя). Среди дидактических картинок присутствует изображение медузы.
Психолог предлагает детям нестандартное полифункциональное сенсомоторное оборудование «веселые медузы» и предлагает ощупать его.
— На какого морского обитателя оно похоже?
Ответы детей.
— Это «веселые медузы», которые приплыли к нам в гости, чтобы познакомиться с вами и поиграть.
— Дети, а как вы думаете, из каких частей состоит медуза?
Ответы детей.
Игра «Ловкие пальчики»
Психолог:
— Ребята медузы хотят поиграть с вами, и проверить какие у вас ловкие пальчики.
Психолог предлагает детям надеть «Веселые очки» (закрывающие обзор). В это время логопед прячет в щупальца медуз разные объемные геометрические фигуры.
Психолог:
— Медузы спрятали в свои щупальца разные предметы. И предлагают вам нащупать эти предметы, затем ощупать их и назвать этот предмет или сказать, на что он похож.
Ответы детей.
Игра «Путаница»
Логопед предлагает детям карточки с изображением медуз.
— Если вы услышите правильное название «МЕДУЗА», то показываете картинку медузы, а если звуки в слове перепутаны, то картинку прячете за спину.
Затем громко и четко логопед произносит звукосочетание (например: дузаме, думеза, мезаду и др.)
Дети выполняют правила игры.
Логопед:
— Какой первый звук вы слышите в слове медуза?
Ответы детей.
Логопед предлагает определить количество слогов, в слове измерив его
раздвижением рук в стороны: ме-ду-за, затем отстучать ритмическую структуру слова ладошками.
Релаксация
Психолог включает голубой свет в помещении и «Шум моря», предлагает детям лечь на коврик голубого цвета.
Психолог:
— Ложитесь удобно и закрывайте глаза. Представьте, что вы вновь оказались в удивительно – красивом, голубом море, где плавает много всевозможных морских обитателей. Представьте себя одним из них.
Прислушайтесь к звукам: шуму моря, крику чаек, плеску воды. Почувствуйте запахи. Запомните свои ощущения, чувства, захватите их с собой, пусть они будут с вами весь день.
Прощание:
Дети прощаются с медузами.