Модель сетевого взаимодействия дошкольной образовательной организации с социальными партнерами как эффективное условие формирования духовно-нравственных и социокультурных ценностей у детей дошкольного возраста

 

Модель сетевого взаимодействия, духовно-нравственные и социокультурные ценности, казачий кадетский компонент, дошкольная образовательная организация.

Несмотря на воздействие внешних политических, культурных, социальных факторов, основу российской национальной идентичности, формирующейся в условиях многонациональности, многоконфессиональности, роста социального разнообразия, составляют базовые национальные ценности, этнокультурные и социально-культурные феномены, являющиеся продуктом национального культурного развития.

Одним из таких феноменов является российское казачество. Казачество, как этносоциальное сообщество, имеющее сложную социально-экономическую, военную и социокультурную организацию, сегодня проявляет себя в новом качестве, продолжая играть немаловажную роль в становлении российской государственности, сохранении и развитии традиций патриотического воспитания детей и молодежи.

В соответствии с Федеральным законом «О государственной службе российского казачества» от 5 декабря 2005 года № 154-ФЗ, «Концепцией государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества», утвержденной 3 июля 2008 года Президентом РФ Д.А. Медведевым, приоритетными целями государственной политики в отношении российского казачества является «возрождение и развитие духовно-культурных основ российского казачества, семейных традиций, осуществление патриотического воспитания казачьей молодежи».  В свою очередь Областная Дума Законодательного Собрания Свердловской области 5 июля 2011 года принят закон «О российском казачестве на территории Свердловской области».

Реализация инновационного проекта по формированию духовно-нравственных и социокультурных ценностей у детей дошкольного возраста на основе казачьего кадетского компонента предполагает решение ряда проблем:

— Каким образом организовать реализацию казачьего кадетского компонента на протяжении всего дошкольного детства в условиях дошкольной образовательной организации?

— Каким образом мотивировать участников образовательных отношений на формирование духовно-нравственных и социокультурных ценностей у детей дошкольного возраста на основе казачьего кадетского компонента?

— Каким образом выстроить модель взаимодействия дошкольной образовательной организации с образовательными, культурными и общественными организациями по реализации казачьего кадетского компонента?

Одна из задач, реализуемых в рамках инновационного проекта, предполагает выстраивание модели взаимодействия дошкольной образовательной организации с родителями (законными представителями) и образовательными, культурными, общественными организациями по формированию духовно-нравственных и социокультурных ценностей у детей дошкольного, которая нашла свое отражение в Программе совместных сетевых проектов дошкольной образовательной организации с социальными партнерами «Казачата — из детства во взрослую жизнь».

Организации, принимающие активное участие в реализации Программы:

— МБОУ «Средняя школа №2 с углубленным изучением отдельных предметов»;

— МБУ «ЦБС» Красноуфимск библиотека-филиал №1;

— ГБПОУ СО «Красноуфимский педагогический колледж».

— Красноуфимский городской совет ветеранов (пенсионеров) войны, труда, вооруженных сил и правоохранительных органов.

Реализация сетевой формы реализации Программы осуществляется на основе договоров между организациями, указанными выше.

Программа входит в часть, формируемую участниками образовательных отношений основной образовательной программы – программы дошкольного образования МАДОУ детский сад 2.

Программа ориентирована на достижение следующей цели: использование ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную и иную деятельность для обеспечения возможности формирования духовно-нравственных и социокультурных ценностей у детей дошкольного возраста на основе казачьего кадетского компонента.

Задачи реализуемые в ходе апробации Программы:

  1. Обеспечить преемственность целей, задач и содержания по формированию духовно-нравственных и социокультурных ценностей детей дошкольного возраста, в рамках образовательных проектов различных уровней.
  2. Формировать социокультурную среду, соответствующую возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей дошкольного возраста.
  3. Объединить обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи и общества.

Программа строится с учетом основных принципов дошкольного образования и иных педагогических принципах, которые более всего помогают решать задачи по формированию духовно-нравственных и социокультурных ценностей у детей дошкольного возраста в системе сетевого взаимодействия.  Ведущими принципами являются: принцип социально-педагогического партнерства, принцип открытости; принцип социальной востребованности;

Состоит из целевого, содержательного и организационного разделов и соответствует ФГОС ДО.

Содержательный раздел представлен совместными сетевыми проектами дошкольной образовательной организации с социальными партнерами.

— Совместный сетевой проект дошкольной образовательной организации с социальными партнерами ГБПОУ СО «Красноуфимский педагогический колледж» и МБОУ «Средняя школа №2 с углубленным изучением отдельных предметов» «Казачьи университеты», в рамках которого предполагаются ряд совместных мероприятий, одним из которых будут игры-соревнования посвящённые дню Победы «Меткий стрелок», где педагогический колледж предоставляет электронный тир, ДОО, в свою очередь, является стажировочной площадкой для прохождения практики студентов.

— Совместный сетевой проект дошкольной образовательной организации с социальным партнером МБУ «ЦБС» Красноуфимск библиотека-филиал №1 «Культура в книге» решает задачи духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста, средствами реализации конкурсных программ, акций, экскурсий и пр.

— Совместный сетевой проект дошкольной образовательной организации с социальным партнером Красноуфимский городской совет ветеранов (пенсионеров) войны, труда, вооруженных сил и правоохранительных органов «Связь поколений», реализуется на базе ДОО. Одной из форм взаимодействия является детско-родительский клуб, основная идея которого: формировать основы духовно-нравственных и социокультурных ценностей у детей дошкольного возраста через передачу исторических фактов от старшего поколения младшему, а также привлечь родителей (законных представителей) к активному участию в образовательной деятельности ДОО.

В рамках сетевого взаимодействия воспитанники и педагогические работники принимали участие в IV – открытом фестивали казачьих традиций «Красноуфимская крепость 2017», в мероприятиях второго тура смотра-конкурса «На лучшее казачье образовательной учреждение РФ, реализующее программы СПО», в XII Областном Сабантуе – 2017, в VII Международном фестивале «Казачья станица Москва 2017» и пр.

Данная Программа не предусматривает жесткого регламентирования образовательного процесса и календарного планирования образовательной деятельности, оставляя педагогам организации пространство для гибкого планирования их деятельности, исходя из особенностей реализуемой Программы, условий образовательной деятельности, потребностей, возможностей и готовностей, интересов и инициатив воспитанников и их семей, педагогов и сотрудников других организаций – социальных партнеров.

Предусмотрено также использование Организацией обновляемых образовательных ресурсов, в т. ч. расходных материалов, подписки на актуализацию электронных ресурсов, техническое и мультимедийное сопровождение деятельности средств обучения и воспитания, спортивного, музыкального, оздоровительного оборудования, услуг связи, в т. ч.  информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

В дальнейшем, планируется расширение спектра сетевого взаимодействия с социальными партнерами, путем заключения договоров и разработки дополнительных проектов.

Библиографический список.

  1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М.: ЦГЛ. 2005. – 256 с.
  2. Где нет знаний, там нет победы. Казачье образование: традиции и современность / И.Я. Мурзина, А.А. Мурзин. – Екатеринбург: ООО «Веста», 2015. – 216 с.: ил.
  3. Гражданско-патриотическое воспитание в системе общего и дополнительного образования: содержание, направления, методы, формы: метод. Пособие для педагогов / И.С. Огоновская. – Екатеринбург: 2016. – 172 с.
  4. Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание дошкольников и младших школьников в детских садах и школах с кадетским (казачьим) компонентом: научно-методическое пособие / И.Я. Мурзина. – Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т., 2016. – 144с.
  5. Мы живем на Урале: образовательная программа с учетом специфики национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста / О.В. Толстикова, О.В. Савельева. – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО». – 2014. – 110 с.
  6. Оренбургское казачье войско: культура и быт / И.Я. Мурзина, Т.К. Махрова, А.А. Мурзин. – Екатеринбург: ООО «Меридиан», 2013. – 208 с.: ил.

Loading